ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ

Христово Воскресение (Пасха). Часть 2. Современные традиции празднования. Благодатный огонь. Символы праздника: пасхальный хлеб, крашанки, писанки. Рецепт вкусной и удачной паски.
Прислано April 07 2015 14:58:19

Современные традиции празднования Пасхи согласно христианской религии

К празднику Христового Воскресения верующие готовятся на продолжении семи недель Великого Поста – одного из строжайших постов – именно столько времени провел Иисус Христос в пустыне, соблюдая пост. Считается, что в эти дни душа верующего сочувствует страданиям Господа, которые пережил Иисус Христос в человеческом обличии в последние дни. Эти семь недель называются «седмицами» (неделями). Последняя неделя перед Пасхой называется Страстная Седмица (Страстная неделя).

Особенное значение имеет Великий четверг – день, когда Иисус вместе со своими учениками во время Тайной Вечери разделил последнюю трапезу. Этот день еще называют Чистый Четверг, и все православные по возможности стараются причаститься. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история Христовых Страданий.

В Страстную Пятницу выносят плащаницу – кусок ткани, в которую было обернуто тело Христа после снятия с креста, и на которой он изображен в гробу. Традиция это возобновилась с целью напоминания о Туринской плащанице (считается оригиналом и хранится в Турине, Италия). Во время богослужения плащаницу обносят вокруг церкви трижды, что символизирует схождение Христа. В этот скорбный день ничего есть не положено.

В Великую Субботу утром проводится особенная служба, которая соединена с Пасхальной Вечерней. На ней читается 15 пасхальных паремий (отрывки из книг Священного писания) с особенными праздничными припевами. После их чтения священники меняют будничную одежду на праздничную. В древние времена христиане после субботней литургии (традиционное название службы Божьей в православных и греко-католических церквях) не уходили из церкви, а оставались там до ночи, питаясь хлебом и вином.

Пасхальное богослужение в ночь на праздник Христового Воскресения проводится особенно торжественно, согласно установленному порядку.

Около полуночи служится всенощная. Иерей и дьякон выходят к Плащанице, проводят над ней кадение и окрест, после относят Плащаницу к алтарю, на святой Престол.

В 12 часов ночи начинается Пасхальная заутренняя. Представители церкви становятся по чину возле Престола, молятся, а в храме зажигают свечи. Благовест оповещает о приближении Праздника Христово Воскресение. Из алтаря слышно пения, а из колокольни – пасхальные колокола.

Крестный ход в ночь Пасхи – о нем наверняка знает каждый из нас. Церковь таким образом идет навстречу воскресшему Христу. Впереди несут фонарь, потом запрестольный крест и запрестольный образ Матери Божьей. После в два ряда, парами идут хоругвеносцы, певчие, свеченосцы, дьяконы, священники с Евангелие и иконой Воскресения, а завершает весь ход предстоятель храма с крестом и трехсвечником. Во время хода звон не прекращается.

Крестный ход после обхода храма останавливается перед его закрытыми дверьми (как перед пещерой Гроба Господнего). Те, кто несет святыни, стают лицом на запад, звон прекращается. Священнослужители, настоятель трижды вместе поют радостный Пасхальный тропарь (краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника). Его подхватывают другие, хор, а дальше читается древнее пророчество Св. Царя Давида о воскресении Бога.

Дальше священнослужители поют стихи и тропарь «Христос Воскрес». После этого про воскресение поют священнослужители и настоятель.

Двери храма открываются, и Крестный ход входит в церковь. Начинается пение канона Пасхи.

После этого проводится Божественная литургия, освящение хлеба с изображением Христового Воскресения (Артоса – в переводе с греч. «хлеб»).

По завершению обязательно должно читаться слово Св. Иоанна Златоуста.

В завершении службы святые двери иконостаса не закрываются, а вместе и дьяконскими остаются открытыми на продолжении всей Святой седмицы, - в знак того, что через Христовое воскресение для всех людей открылись двери Небесного Царства.

В конце праздничного богослужения в притворе или в церковном дворе проводится благословение пасхальной поживы: пасхального хлеба, мяса, сыра, яиц и других блюд. По завершению поста Церковь разрешает радоваться светлому Воскресению не только духовно, но и телесно, благословляя к употреблению продукты, которые были запрещены в пост. После благословления верующие поздравляют друг друга «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» и спешат к своим домам для праздничного завтрака, которые еще называется разговением, то есть прекращением поста.


Благодатный огонь

На протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник – Воскресение Христово в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб (Кувуклия), где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за все грехи человечества.

Храм этот является главным храмом патриархии Иерусалимской Православной Церкви, само же помещение храма разделено на отдельные приделы, которые принадлежат нескольким христианским церквям.

Храм Гроба Господнего – это большой религиозный и архитектурный комплекс, он включает в себя Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым расположена Кувуклия – Гроб Господень), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

И каждый год в преддверии Христового Воскресения, в Великую Субботу (которая отчисляется согласно Юлианскому календарю), все, кто находится внутри и поблизости с Храмом Гроба Господнего становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света). Вынос Огня символизирует выход из Гроба Света истинного, то есть Воскресение Господа.

В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады (арки, дверные проемы, находящиеся на одной линии) окрестных сооружений также оказываются заполненными народом – количество желающих больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, также за церемонией следит еврейская полиция.

Церемония проводится совместно греческим Иерусалимским православным патриархатом и иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви. Все действия строго расписаны по часам.

Начинается церемония с армянской процессии, которая, во главе с армянским православным патриархом Иерусалима, один раз обходит вокруг Кувуклии и переходит к Армянскому Боковому алтарю храма.

Следующей в храм входит процессия молодежи греческого патриархата. Они обычно ведут себя очень шумно, многие въезжают в храм, сидя друг у друга на спинах. В один год им даже запретили принимать участие в церемонии из-за их неподобающего поведения. Но именно в тот год Благодатный Огонь очень долго не сходил, и этот запрет был снят.

После в храм прибывает греческий православный патриарх Иерусалима. Армянское православное духовенство, вместе с представителями Коптской и Сирийской православных церквей, переходят из Армянской Ризницы к Алтарю Кафоликона, где делает свое традиционное обращение к греческому православному патриарху.

По завершению обращения, служитель греческого патриархата вносит в Гроб закрытую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Лампада наполнена маслом, но без огня, она ставится на середину ложа. А по всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. После Кувуклия осматривается еврейской полицией, закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Затем начинается крестный ход греческого православного духовенства, они обходят Кувуклию трижды. Греческий и армянский патриархи, стоя перед Кувуклией, разоблачаются от риз и остаются в самих полотняных подрясниках, после они вместе входят внутрь Кувуклии. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту, православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина – ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, сам Храм будет разрушен, а весь мир ожидают страшные времена. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем, как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Очевидцы утверждают, что перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Огня, тут и там проскальзывают маленькие молнии. Исходят они из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от икон из других мест. Между колоннами и стенами храма тоже мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей. Мгновение спустя, весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

После, по словам верующих присутствующих в храме, из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. Храм заполняется невиданным сиянием и в это же время двери Гроба открываются, и выходит Православный патриарх, неся в руках свечи с Благодатным Огнем. Далее огонь раздается всем верующим, но не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам, также самостоятельно загораются некоторые лампады в храме.

Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – он совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Прихожане даже совершают обряд умывания Благодатным Огнем – водят им по лицу, по рукам и черпают пригоршнями.

Первым покидает храм греческий православный патриарх вместе со своими служителями. Начинается крестный ход армянского православного духовенства и верующих, а также коптскими и сирийскими православными общинами. Далее храм покидает молодежь греческого патриархата. По завершению армянской церемонии, храм покидает и сам армянский патриарх.

Понимая всю серьезность церемонии и пристальное внимание всего мира, местные власти прилагают все усилия, чтобы все было достоверно и ни у кого не возникло и доли сомнения в истинности происходящего. Официально сообщается, что с вечера в храме тушатся все огни. Милиция тщательно проверяет каждый сантиметр храма на предмет наличия в нем воспламеняющихся веществ. Во время церемонии, во избежание подделки, перед запечатыванием Кувуклиюи, ее тщательно проверяют на наличие огня и его источников. Также обыскивают патриарха, перед его вхождением в Гроб Господень, чтобы убедиться, что у него нет инструментов для добывания огня. Патриарх Иерусалимский молит Бога в самом Гробу о даровании Благодатного огня до самого момента его чудесного восхождения.

Но, несмотря, на все заверения и свидетельствования прихожан, присутствующих на церемонии, все старания милиции, вокруг божественной природы схождения Благодатного Огня на протяжении многих лет точатся споры. Наука до сих пор не нашла объяснения этому явлению. И находится достаточно много критиков, утверждающих, что православное духовенство просто водит за нос целый мир. Существует версия, что огонь зажигается искусственно от лампады, спрятанной за подвижной мраморной иконой Воскресения Христова, которая находится в самом Гробу Господнем. А свидетельства паломников списывают на массовую истерию.

Кроме того, не всем нравится тот факт, что Огонь принимает именно православное духовенство. История знает немало попыток силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других Христианских конфессий. Но каждый раз, когда православным запрещали в этот день присутствовать в храме – чудо сошествия не совершалось до тех пор, пока они не были приглашены для участия в этом обряде.

Согласно преданию, в 1579 году священникам Армянской церкви удалось подкупить местные власти, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. Православные же вместе с Патриархом были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из Храма. Так и остались они у входа молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как обычно это бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у Православного Патриарха, которые передал единоверцам Благодатный Огонь.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не Армянского Патриарха. С этого дня в назидание о случившемся, Армянское духовенство всегда следует за Православным патриархом и не принимает непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Увидеть Чудо Благодатного Огня стремится каждый христианин, поэтому со всего мира к Храму Гроба Господнего приходят паломники, чтоб умыться его благодатным светом и получить Божье Благословение. Огонь несут в свои дома и храмы, его доставляют в самые отдаленные уголки мира.


Празднование Христова Воскресения в разных странах мира


В период с Великого Четверга до Воскресения Христова в католических церквях запрещено звонить в колокола в знак траура, поэтому в Германии и Австрии существует обычай ежедневных уличных процессий с деревянными трещалками или другими инструментами, чтоб напомнить верующим о службе Божьей. Существует также легенда, что колокола в это время летят на освящение в Рим. И, к примеру, во Франции, когда на Христово Воскресение снова звонят колокола, принято обниматься и целоваться в знак радости.

Еще распространенным является обычай прятать в гнездах в саду разрисованные яйца, которые должны искать дети. Считается, что яйца собирает у птиц пасхальный кролик, а потом разрисовывает их. Символ кролика сохранился во многих странах еще со времен язычества, и обозначает – плодородие, а яйцо – символ возрождения жизни ранней весной.

В других регионах, например во Франции и Бельгии, считается, что разрисованные яйца разносят колокола, возвращаясь из Рима. После того, как яйца найдут, устраивают забавы: наперегонки котят их с горки или стукаются ими, выигрывает тот, чье яйцо остается целым.

В Финляндии для отпугивания ведьм на Пасху разжигают костер. Дети переодеваются в ведьм и ходят от дома к дому и собирают сладости. Также и в Австрии существует пасхальный обычай разводить большие костры на холмах. В Дании выходные начинаются еще в Великий Четверг, здесь существует традиция отправлять к Пасхе анонимные стихотворные поздравления, так званые, «письма сумасшедшего». Получив письмо, необходимо угадать от кого оно. Если получатель отгадывает, тогда он получает от автора крашанку, если же нет – он должен подарить яйцо автору поздравления. Вместо яйца также может быть поцелуй или обещание устроить вечеринку.

Во многих странах (Австрия, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия и другие) принято обливать женщин водой, а в современном варианте – парфюмами. Это считается символическим пожеланием красоты, плодородия и здоровья. Обычно в знак благодарности мужчины получают разрисованные яйца, сладости или стаканчик спиртного, но существуют и такие обычаи, когда женщины также благодарят ведерком воды.

В Швеции девушки, чтобы выйти замуж, должны принести на Пасху во рту воду и полить ею спящего жениха. Подобный обычай существует и в других странах, где девушки должны принести воду во рту домой, а парни стараются заставить их заговорить или засмеяться, мешая, тем самым донести воду.


Пасхальный хлеб


Пасхальный хлеб в современности в разных странах и на разных территориях носит разные названия. В Украине и на южной территории России – «паска». На центральной и северной территории России – «кулич», а «пасхой» называют блюдо из творога в виде усеченной пирамидки. В Болгарии, Молдавии и Румынии – «козунак» и готовится он, как на Пасху, так и на Рождество.

«Паски» обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую – для всех. Украшают ее узорами из теста – двойными крестами, решетками, веночками. Этим украинская «паска» отличается от русского кулича, который не украшают узорами, а просто заливают белой сахарной глазурью и посыпают разноцветным «пшеном».

Во время выпекание «паски» соблюдается ряд правил. «Паску» ставят и вынимают из нее, произнося молитву. Считается также, что при выпекании «паски» на кухне должна быть тишина, а к печи не должен никто подходить, кроме хозяйки. «Паску» нельзя выпекать в Великую (Страстную) пятницу, это самый скорбный день в церковном календаре, именно в этот день распяли Иисуса Христа, и запрет действует на все женские и мужские работы, а также на пение.

Есть «паску» можно только после ее освящения в церкви, пробовать ее до этого считается грехом. Даже хозяйка, вынимая «паску» из печи, не разламывает и не пробует ее, так как это является грубым нарушением традиции.

Существует убеждение, что традиция печь «паски» идет еще из дохристианских времен. Но Церковь настаивает на том, что традицию освящения хлеба во время пасхальной Литургии основали еще апостолы. В знак незримого присутствия среди них Спасителя, они оставляли за столом во время трапезы место и клали перед ним хлеб (греч. – артос). «Паска» - это и есть домашний эквивалент артоса, который и до теперь остается одним из древнейших символов Воскресения Христового.

«Паски» пекли трех видов:

Желтую «паску» - ее освящали и ели в Воскресенье, «паска» Солнцу.

Белую «паску» - с ней ходили на кладбище на Проводы (гробки), «паска» душам умерших родственников.

Черную «паску» - пшеничный хлеб, его украинцы ели каждый день, «паска» хозяевам и родственникам.

В древности в тесто для «пасок» клали щедрой рукой все самое вкусное, свежее, сладкое, а количество яиц в некоторых рецептах доходила до 60 штук!

Чтоб у вас получилась вкусная «паска» предлагаем вашему вниманию несколько важных советов по выпечке.

Во время приготовления не шуметь и не ругаться.

Устранить всех из кухни.

Муку для «пасок» необходимо просеять.

Сахар нужен самый мелкий, можно также использовать сахарную пудру.

Молоко и сливки должны быть комнатной температуры.

Чтоб «паска» получилась желтой, в тесто добавляют шафран или выбирают яйца с яркими желтками, желательно домашние. Если домашние раздобыть не удалось, возьмите обычные, отделите желтки от белков, перемешайте желтки с солью и оставьте в тепле на ночь.

Температура в комнате, где вы замешиваете тесто должна быть не меньше 25 градусов Цельсия.

Форточки не открывать!

Месить тесто нужно долго и тщательно. Согласно древней примете, тесто нужно 300 раз ударить, чтоб потом гости 300 раз похвалили «паски».

Тесто должно подняться как минимум три раза: когда готовится опара, когда замешивается тесто и когда оно находится в форме.

Тесто для «паски» не должно быть слишком жидким – иначе «паски» расплывутся, получатся плоскими. Но и слишком крутым оно тоже быть не должно – «паска» получится тяжелой и быстро зачерствеет.

Попробуйте разрезать ножом вымешанное тесто – если оно к ножу не липнет, не тянется за ним, значит, его можно раскладывать по формам.

Формы для «пасок» хорошо смажьте мягким (не растопленным!) сливочным маслом, можно обсыпать сухарями или манкой.

Тесто раскладывать в подготовленные формы, заполняя их до половины. Когда тесто поднимется вровень с краями, формы осторожно поставьте в разогретую до 180 градусов Цельсия духовку.

Чтоб «паска» поднялась ровно, необходимо в середину воткнуть длинную лучинку и выпекать с ней. Через 1-1,5 часа (в зависимости от величины «паски») лучинку вынимают: если она сухая, значит, «паска» готова.

Пекут «паски» обычно в Чистый Четверг. Уже после завершения всех домашних хлопот. Испечь хорошую «паску» к «Великодню» (Христовому Воскресению – укр.) считается самым главным событием. В зависимости от того, какой получится «паска», судили в древности про судьбу семьи на следующий год. Если «паска» сбоку немного треснет – на добро и богатство; сверху треснет – ждите на протяжении года беды; упадет – к болезням.


История пасхального яйца.


История яйца как символа гораздо древнее всех христианских преданий, даже самих церковных версий того, что именно символизирует пасхальное яйцо настолько много, что разобраться в них не так уж и просто. Поэтому мы рассмотрим наиболее популярные, и, с нашей точки зрения, наиболее логически достоверные.

С древних времен яйцо было символом зарождения новой жизни, женского и мужского начала. Философы древности использовали рисунок яйца как символ происхождения мира. Греческий историк Плутарх считал его творцом природы и человечества. В то же время греки поражались форме яйца – овалу – и считали его природной загадкой в отличие от всем понятного круга.

В языческие времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. У словян-язычников яйца-пысанки (укр. «писанка») существовали еще во времена антов и были символом солнечного культа. Птицы – это вестники солнечного воскресения, Солнца, а их яйца – эмблема солнца – жизнь, рождение. Яйцо птицы – это зарождение жизни, символ бога солнца, оно в древности символизировало добро, радость, счастье, любовь, достаток, успех, расположение добрых сил и защита людей от сил зла.

Наиболее распространенная христианская или церковная версия, раскрывающая смысл пасхального яйца – это история о Марии Магдалене. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к нему и объявила о Воскресении Христа, принеся в качестве дара обычное куриное яйцо. Император не поверил ей и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо из белого вдруг станет красным!». И тут на глазах императора сотворилось чудо – яйцо в его руках стало красным, как свидетельство истинности христианской веры.

Так после введения христианства постепенно символика яйца изменилась. Оно стало символом радости и веры в Воскресение Иисуса Христа как символа всепрощения. Верующие видят в яйце прообраз Гроба Господнего, напоминающего по форме камень, которым была завалена гробница Христа.

Согласно церковной традиции, разукрашивают пасхальные яйца в Чистый четверг (день, когда Иисус Христос присутствовал на Тайной вечере и был заключен в темницу). Традиционный цвет – красный – символ крови Иисуса, пролитой за грехи человечества. В Великую субботу яйца вместе с «паской» несут в церковь для освящения.

В языческие времена также яйца красились в красный цвет. Этот цвет у многих древних народов символизировал новую жизнь, первобытные племена посыпали погребенных красной охрой, азиатские народы много веков назад выставляли выкрашенные охрой или шафраном яйца на новогодний стол. Древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храмы для очищения грехов. Во время проведения языческих ритуалов куриные яйца обмазывали кровью жертвенных животных и приносили в дар божествам.

Сегодня существует четыре основных вида расписанных пасхальных яиц, и каждый из этих видов имеет свою систему росписи.

«Писанки» – яйца, декорированные традиционными символами, которые нарисованы при помощи воска и красителей. «Писанка» тесно связана с древнерусскими язычническими верованиями, это символ солнца, жизни, любви и красоты. Украинская «писанка» имеет более 100 символических рисунков. Кривулька – символ начал и конца. Треног – символизирует небо, землю и воздух, по другой версии – воздух, огонь и воду. Красный цвет – символизирует радость жизни, любовь; желтый – луну и звезды, урожай; зеленый – богатство, буйство растительного мира; голубой – чистое небо, здоровье; бронзовый – матушку-землю; черный с белым – уважение к умершим родственникам.

Кроме того, «писанки» использовались как символ любви, часто юноши дарили их своим возлюбленным. В народной медицине ими «выкачивали» болезни. Освященные яйца закапывали в землю (на высокий урожай), клали в гроб, в ясла для скота. Скорлупу от яйца бросали на крышу дома на счастье.

«Крашанки» – яйца, варенные и разукрашенные в разные цвета, традиционным считается красный. В древности «крашанки» наделяли охранными свойствами.

«Крапанки» – для такого вида росписи на яйцах воском ставят точки, после чего их опускают в розовую краску, яйцо высыхает, потом снова наносятся точки воском и опять опускают в нужную краску, обычно используют такую очередность красок: розовая, желтая, зеленая, красная. Когда все точки раскрашены, яйца окрашивают темно-вишневой краской и кладут в духовку либо печь.

«Дряпанки» – для такой техники выбирают яйцо темного цвета и закрашивают его темным красителем. Карандашом наносят орнамент. После этого острым предметом (иголкой, шилом или гвоздем) процарапывают нарисованный орнамент.

Во многих культурах существует образ яйца, в котором зарождается жизнь. Поэтому и дарили пасхальное яйцо в знак примирения (то есть – где есть яйцо, там рождается мир), с пожеланиями здоровья, красоты, урожаю, закапывали в землю или подкладывали под улей (чтоб, мол, огороды и сады не сохли, не умирали пчелиные рои). Иными словами, с яйцом связывали, что-либо новое, и то новое призвано было нести в мир позитив. К тому же, яйцо – овальное, не имеет ни начала, ни конца, и жизнь с его позитивами, зарождение, которой яйцо символизирует, должна быть бесконечной.

Кроме того, каждая «писанка» благодаря нанесенным на нее символам имела свое значение, поэтому ее никогда не варили. Соответственно и обрядовый статус «писанки» был значительно выше, чем «крашанки». Поэтому «крашанки» едят одними из первых, разговляясь за пасхальным столом после Великого поста. Их используют для забав, к примеру, ударяют яйцом об яйцо: чье сильнее, не разбилось, тот и выиграл яйцо треснутое.

У многих народов мира и по сей день существует обычай использовать яйца в Пасхальных праздниках, но они преимущественно делают «крашанки»; если и расписывают яйца, то очень просто. В Украине же «писанкарство» достигло наивысшего уровня развития и стало отдельным видом искусства, а «писанка» - одним из культурных символов Украины. Поэтому не удивительно, что в Канаде украинские эмигранты поставили ей памятник.

Издавна, писать на яйцах, так же, как и писать иконы, выпекать Проскуры, считалось святым делом, ведь каждая «писанка» - это своеобразное посвящение Воскресению Христову. Женщины и девушки готовились к этому заранее. Они должны были успокоить свои мысли, не держать ни на кого зла. Нечистые помыслы, ссоры могли отрицательно повлиять на роспись яйца. «Писанка» - это своеобразные духовные лекарства успокоения, ведь создать ее нельзя неспокойным, неуравновешенным, с плохим настроением: обязательно что-нибудь испортишь или забудешь. В зависимости от материального состояния, в каждой семье изготавливали от 12 до 60 «писанок».

Первую часть статьи можно найти здесь…..

Читайте также:

Магия пасхальных дней. Заговоры на Пасху.
Как правильно отметить свой День рождения. Энергетика и магия этого дня.
Весеннее равноденствие. Все о празднике: значение, история, приметы, гадания и заговоры.
Масленица – история, традиции, обряды и гадания.